Виктория Симонова, музыковед. Рампа. № 4-5 (66-67) 1999.

 назад

Чудесная сила курая

 

Несколько дней в начале апреля Башкирская государственная филармония напоминала древний сабантуй. Как известно, далекие предки башкир, устраивая этот праздник, женщин на него не пускали. Так и здесь, на Республиканском конкурсе кураистов имени Юмабая Исанбаева мужчины составляли абсолютное большинство. Что поделать: курай не женское дело. Да и не любому батыру по плечу справиться с хрупким тростником - у одного он сипит, у другого же запоет-застонет так, что душу перевернет, у третьего заиграет - радостью и светом наполнит сердце.

Для того, чтобы послушать, как звучит курай в руках мастеров, и собрались со всей республики мальчишки и солидные исполнители на профессиональный праздник. Он сопровождался и серьезным разговором о проблемах, накопившихся за время работы. Первый съезд кураистов, состоявшийся 6 апреля, некоторые из них решил: приняты постановления о работе в школах, о конкурсах, о выпуске книги «Знаменитые кураисты». Одно же было несомненно: курай в народе любят по-прежнему, и не оскудела земля башкирская талантами. Чем-то простым и незатейливым, но полным глубокого смысла, как свежеиспеченный хлеб или глоток ядреного кумыса, чем-то вечным веет от мелодии курая. Словно в звуках тростника скрыта загадка нашей жизни.

Тех, кому удается извлечь красоту из тонкого стебля курая, издавна почитали в народе, складывали песни об их искусстве. Это и сэсэны прошлых веков - Пеший Махмут, сам Салават Юлаев, Габит-сэсэн и знаменитый кураист Юмабай Исанбаев. О нем рассказывают легенду, как Юма-бай в 1937 году играл в Париже на курае, сделанном им же прямо на сцене, за что получил в дар от восторженной слушательницы кольцо с бриллиантом.

Но это все преданья старины глубокой. Председатель же нынешнего конкурса Сайфулла Дильмухаметов (брат выдающегося кураиста Ишмуллы Дильмухаметова), на мой вопрос о том, кто же несет сегодня славу башкирских мастеров, ответил: «Конечно, Азат Аиткулов. Он - великолепный кураист, владеющий чистым звуком. У нас старики говорят, что на курае исполнитель начинает играть правильно только после 40 лет, когда становится настоящим мужчиной и окончательно формируется его взгляд на жизнь».

— А Вы как считаете, правда ли так уж связаны возраст; мировоззрение исполнителя с его инструментом, спросила я самого Азата-агая.

— По своему опыту я понял, что народная мудрость верна. В каждой песне есть своя философия, и постичь ее до конца можно, только пропустив ее через свое сердце, через весь собственный жизненный опыт. Игра на курае сродни медитации. Когда играешь от души, весь организм работает, воздух заполняет легкие целиком, и только песня заканчива­ется — кажется, все горести ушли, на душе светло и чисто.

Может, потому что Азат много часов, дней, лет провел с кураем в руках, его облик так гармоничен. Статный, коренастый мужчина в шапке-чернобурке, в небрежно и гордо накинутом еляне, он во многих странах, где побывал, ассоциируется с классическим образом сына Уральских гор.

Кстати, поднявшись к вершинам мастерства, Азат, действительно, часто представляет свою республику в концерт­ных миссиях за рубежом. И всегда возвращается оттуда, «покорив» очередную заморскую аудиторию. В Голландии, Америке у него даже появились свои фанаты, которые ездили за ним по разным сценическим площадкам, чтобы услышать еще раз это башкирское чудо - курай. Те, кто бывал с ним в поездках, говорят, что Азат везде чувствует себя своим человеком - в Германии ли, в Австралии или в родном Зилаирском районе он всегда найдет общий язык с людьми. Он 0 гражданин мира и в любой точке земли рассказывает о Башкирии с гордостью и достоинством, чем и подкупает вcex, независимо от национальности.

О чудесной силе курая сам Азат говорит:

— Курай вырастает из земли, и звук его земной. Я считаю, его звуком можно лечить - сел рядом с больным и играй. В Белорецке одна женщина рассказывала, как 60-летний дедушка пустился в пляс под кассету с записью курая. Мне самому инструмент тоже в судьбе помогал. Вырос я в интернате, при живых родителях. Я сам знаю, чего мне это стоило. До сих пор мне трудно выступать в детских домах, смотреть ребятам в глаза. И может, если бы не курай и встреча с моим первым наставником Адигамом Искужиным, сгал бы совсем другим человеком. Я ему как-то сказал: «Вот, башкиры в 1812 году до Парижа дошли, а я не смогу». А он мне в шутку ответил: «Ты не только до Парижа, ты и до Америки дойдёшь». Тогда я посмеялся, а ведь так и вышло.

Да, жизнь Азата тесно связана с кураем. В Училище искусств любимый инструмент привёл его к замечательному педагогу - народному артисту БАССР, заслуженному работнику культуры России, лауреату премии им. С.Юлаева, актёру, певцу, кураисту, автору 6 книг о курае Гате Сулейманову. Учитель много дал ему как исполнителю-музыканту, и он же сказал простую истину: научился сам - помоги другим. Сейчас Азат Аиткулов учит ребятишек в Альшеево, Октябрьском, Кургане, Перми. Правда, преподаватель он ещё молодой. Но, думаю, очень хороший, потому что исходит из принципа: относись к ребенку, как к равному. Я видела, как на репетиции творческого вечера (кстати, блестяще прошедшего в Большом зале филармонии в начале апреля) Азат-агай прослушивал своего ученика. 10-летний мальчишка, сам тоненький, как курай, старательно, но с петушками выводил башкирские наигрыши. Мэтр чуть нахмурил брови, а затем сам взял курай и... Мальчик, словно почувствовав опору, заиграл уверенней.

— А на прошедшем конкурсе кого хотел бы отметить Аиткулов-учитель?

— Наше жюри единогласно присудило Гран-при кураисту из Нефтекамской филармонии Айбулату Рахматуллину. Но замечу - он профессионал. Открытием же, неожиданностью для всех стало выступление Раиса Низаметдинова (3 место) из Учалинского района. Зоотехник по образованию, танцор по велению души и внешним данным, он внезапно всего год назад стал играгь на курае. Самородок! А ансамбль его учеников среди младшей группы занял первое место. У него большое будущее

Азаг, в общем-то, не щедр на пышные комплименты, поэтому похвала молодым в его устах звучит особенно весомо. И он, заслуженный артист России и народный артист Башкортостана, лауреат премии им. Г.Саляма, дипломант Всероссийского конкурса, лауреат конкурса им. Юмабая Исанбаева, знает цену чистого звука.

Сам же Аиткулов в цветущем для кураиста возрасте - ему за 40. Всегда спокойный и доброжелательный, в элегантном костюме, на своей верной красной лошадке - «шестёрке» под стать севильскому цирюльнику успевает быть одновременно в разных местах. Потому как кто лучше него сыграет «Тафтиляу» и «Буранбай» или поможет сыну сделать ремонт (он же молодой, ему некогда) , устроить лапочку-внучку в садик или подвезти вечерком с работы свою Фанию, любимую жену и мать троих его сыновей,

Бывает, на лице его промелькнёт тень усталости. От того ли, что не так это просто - нести людям красоту, музыку, оптимизм. Добрым волшебникам тоже нужен отдых. Но я не слышала, чтобы Азат на что-то жаловался. Хочется ве­рить, что сил этому светлому человеку отпущено много. Потому что он мудр, справедлив и честен.

Когда Азат говорит — я ему верю. Когда играет — я его понимаю.
Используются технологии uCoz